Школа будущего рядом с нами.
Интервью с директором моу гимназии №117
Советского района города Ростова-на-Дону, Отличником народного просвещения
Натальей Борисовной Рудь.
В. Наталья
Борисовна, прежде чем мы приступим к рассмотрению опыта Вашей гимназии в
дистанционном обучении детей, расскажите пожалуйста вкратце вашей гимназии.
Н.Б. Гимназия, которой я руковожу, приняла
первых учащихся 01 сентября 2000 года. В настоящее время в ней обучается 1005
ребенка в 1 по 11 классы.
Школа-новостойка,
школа №117, гимназия №117 – таков, в кратком изложении, путь, пройденный коллективом
гимназией и ее воспитанниками за 11 лет деятельности.
В
гимназии №117 с первых дней ее открытия создан благоприятный климат для
творческого поиска. Педагогический коллектив гимназии работает над разработкой
ряда инновационных образовательных проектов:
- гимназия
№117 является областной экспериментальной площадкой по реализации
инновационного образовательного проекта гражданско-правового и гуманитарного
характера «Модели
включения курсов «Вокруг тебя - мир …» и
«Международное гуманитарное право» в систему обучения и воспитания гимназистов».
- гимназия №117 является муниципальной экспериментальной площадкой
по реализации инновационного образовательного проекта «Мониторинг эффективности
курса «Основы предпринимательской деятельности».
- гимназия
№117 является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации
инновационного образовательного проекта «Центр элементов дистанционного
обучения и перманентного образования «Нео Логос»».
- гимназия
№117 в рамках инициативы осуществляет реализацию инновационного
образовательного проекта гражданско-гуманитарной и экологической направленности
«Детский образовательно-развивающий центр экологической культуры «ЭКОЛАЙФ» моу
гимназии №117 Советского района». В рамках данного проекта в гимназии №117
создано и функционирует детско-юношеское общественное экологическое объединение
«Эко-друзья». Данное детское общественное объединение имеет свой устав, герб и
флаг, зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации. Подобное детское общественное объединение при
общеобразовательном учреждении является единственным в Ростовской области.
Коллектив
гимназии №117 имеет следующие педагогические и организационные достижения:
- учреждение
первого в городе Ростове-на-Дону и Ростовской области Общественного фонда «Фонд
развития школы №117», являющегося успешной моделью взаимоотношений гимназии с
родительским сообществом и окружающим гражданским сообществом, привлечения
внебюджетных финансовых средств для осуществления гимназией своих уставных
задач;
- победа в
конкурсе образовательных учреждений в рамках Приоритетного национального
проекта «Образование» в 2008 году. На этот конкурс гимназия предоставила свою
программу развития «Гимназия гражданской культуры»;
- победа в
Первом городском конкурсе образовательных программ в 2008 году. На этот конкурс
гимназия выдвинула свой инновационный образовательный проект «Центр элементов
дистанционного обучения и перманентного образования «Нео Логос»».
- получение
в 2010 году гимназией статуса лауреата Российского заочного конкурса «Познание и
творчество», Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий
потенциал России», организованный Общероссийской Малой академией наук
«Интеллект будущего» в номинации «Начальная школа»
- создание
Центра экологического образования и просвещения «ЭКОЛАЙФ»;
-
организация, регистрация в установленном законом порядке и успешная деятельность
детско-юношеского общественного экологического движения «Эко-друзья». Движение
имеет свой Устав и эмблему. Членами Движения являются более 85% гимназистов.
Подобное детское общественное движение при образовательном учреждении в городе
Ростове-на-Дону и Ростовской области организовано впервые в современной школе.
Экологическая воспитательная работа с гимназистами – участниками детского
общественного экологического объединения «Эко-друзья» в гимназии №117 ведется
по следующим направлениям: безвозмездное служение обществу в форме участия в
экологических акциях, участие в туристических походах, участие в экологических
форумах и фестивалях, участие в развивающих экологических конкурсах и олимпиадах.
При этом интеллектуально-развивающая и художественно-эстетическая
направленность в воспитательной работе являются доминирующими. Данное детское
общественное экологическое объединение является базой для апробации одной из
инновационной педагогической модели экологического образования и воспитания учащихся
на основе вовлечения их в детское экологическое движение, в творческую и
развивающую деятельность;
-
разработка, внедрение и признание современных форм организации школьного питания;
- успешное
участие во Всероссийском конкурсе на лучший субъект Российской Федерации, в котором
проводится успешная работа с допризывной молодежью, направленная на их
подготовку к службе в рядах Российской армии, организованного Министерством
обороны Российской Федерации;
- воспитание
выпускника, победителя Всероссийской предметной олимпиады школьников по
предмету «Технология»;
- воспитание
двух Лауреатов премии Президента Российской Федерации в области поддержки
талантливой молодежи;
- воспитание
участника Всероссийского форума талантливой молодежи «Прорыв»;
- воспитание
выпускника, получившего 100 баллов по русскому языку;
- воспитание
выпускника, поступившего на бюджетное отделение МГИМО;
- гимназия
№117 дважды, в 2009 и 2010 годах, занесена во Всероссийский Реестр «Лучшие
школы России» по представлению органа местного самоуправления;
- гимназия №117 стала Лауреатом
Второго городского конкурса образовательных программ в 2009 году. На этот
конкурс гимназия выдвинула свой инновационный образовательный проект «Центр
экологического образования и просвещения «ЭКОЛАЙФ»», частью которого является
детско-молодежное общественное экологическое движение «Эко-друзья». Данное
детское общественное экологическое объединение является базой для апробации
одной из инновационной педагогической модели экологического образования и
воспитания учащихся на основе вовлечения их в детское экологическое движение, в
творческую и развивающую деятельность.
В. Это
прекрасные результаты, особенно, если учитывать «юный» возраст самой гимназии.
А теперь давайте перейдем к созданному Вами Центру дистанционного обучения «Нео
Логос». Расскажите пожалуйста о нем поподробнее.
Н.Б. С
удовольствием, ведь Центр элементов дистанционного обучения и перманентного
образования «Нео Логос» действительно одна из наших ключевых инновационных
педагогических разработок. Это, по настоящему гордость и «жемчужна» нашей
гимназии.
Работа по разработке, апробации и внедрению в педагогическую практику представляемой
на конкурс инновационной модели «Нео Логос» проводится в моу гимназии с 2004
года.
В 2004 году
учителем биологии Бозаджиевым В.Ю. было разработано электронное учебное
пособие «Атлас-определитель птиц Ростовской
области». В дальнейшем он в
сотрудничестве с учащимися и самостоятельно разработал и зарегистрировал более 15 авторских электронных учебных
пособий, которые используются на уроках биологии, обществознания и две тестовые
оболочки. Разработанные тестовые
оболочки применяются педагогами на
уроках по различным предметам.
Все
разработанные этим учителем электронные учебные пособия с успехом используются
в дистанционном обучении гимназистов.
С 2006 года в образовательный
процесс гимназии стали внедряться элементы дистанционного обучения. Учителя
гимназии стали пересылать болеющим детям, детям, попавшим в трудную жизненную
ситуацию, по их инициативе, или инициативе их родителей, по электронной
почте домашние задания и получать на них
ответы и пересылать обратно проверенные задания.
Следующим
этапом развития данной инновационной модели организации образовательно-развивающего
процесса и создания информационного пространства «Нео Логос» стало активное
вовлечение гимназистов в участии в различных интернет-олимпиады и
интернет-викторины, организуемые различными организациями. Дети, посредством
интернет-технологий, стали активно участвовать в интернет-викторинах различного
уровней: муниципального, регионального, федерального и международного.
С
2007 года в гимназии №117 в инициативном порядке сложился творческий коллектив
в составе директора гимназии Рудь Н.Б., учителя Бозаджиева В.Ю., заместителя
директора по УВР Ярмовой Т.Б. Ими проанализирован первый накопленный гимназией
опыт в использовании дистанционного обучения гимназистов, проведен литературный
анализ современного состояния проблемы,
разработана и предложена педагогическому коллективу гимназии к апробации
адаптированная к условиям массовой общеобразовательной школы модель
дистанционного обучения в гимназии.
В
2008 году данным творческим коллективом был представлен на конкурс инновационных
образовательных проектов на соискание грантов Мэра и Администрации г.
Ростова-на-Дону инновационный
образовательный проект «Центр элементов дистанционного обучения и перманентного
образования «Нео Логос» моу гимназии №117».
Разработка данного проекта явилась логическим развитием модели
дистанционного образования, предложенной ими ранее. По итогам данного конкурса проект гимназии №117 занял 1 место, а гимназия
получила от Администрации города Ростова-на-Дону денежный грант на
материально-техническое развитие данного проекта по отработке адаптированной
модели дистанционного обучения в условиях массовой общеобразовательной школы.
С 2008 года
педагогическим коллективом гимназии №117 была проделана определенная работа по
апробации и внедрению инновационной модели организации образовательно-развивающего
процесса и создания информационного пространства «Нео Логос»:
- проведена курсовая подготовка и
повышение квалификации педагогов гимназии в Центре Интернет-образования при
ЮФУ. Более 90% педагогов прошли курсы повышения квалификации по программе
«Пользователь ПК». Это позволило, во-первых,
ввести электронный документооборот в образовательном учреждении, а также
повысить качество преподавания;
- создан и начал свою работу
образовательный форум на сайте гимназии (http://g117.ucoz.ru);
- открыты специализированные
тематические страницы «Нео Логос» на сайте гимназии (http://g117.ucoz.ru);
- на страницах «Нео Логос» сайта гимназии осуществлено
формирование разделов для дошкольников и учащихся начальных (1 - 4) классов,
родителей. Проводится наполнение данных разделов образовательными и
методическими ресурсами (разработка электронных учебных пособий, заданий,
тесты, просветительские материалы для родителей, психологические тесты).
Проводилась отработка режима on-line взаимодействия с потребителями
образовательных услуг (e-mail режим, Интернет-форум); разработаны рабочие программы по дистанционному курсу
отдельных учебных предметов в 5 – 11 классах;
- сформирована и регулярно
обновляется база контактных электронных адресов e-mail учащихся гимназии, на
настоящее время база насчитывает более 1000 актуальных электронных адресов
e-mail учащихся (99% от списочного состава учащихся). На данные электронные
адреса (учащихся или их родителей) педагоги гимназии пересылают им при
необходимости учебные задания, задания интернет-олимпиад и интернет-викторин,в
том числе и внутри школьные, иную
информацию учебной, развивающей, воспитательной и социальной направленности.
Благодаря созданной базе электронных адресов учащихся педагоги гимназии получили
возможность индивидуальной работы с учащимися. Данное нововведение имеет ярко
выраженную личностно-ориентированную педагогическую направленность, так как, по
мере необходимости им пересылаются домашние задания (болеющие дети),
дополнительное задание (отстающие учащиеся, а также одаренные и талантливые
дети);
- в гимназии организована и
действует система «электронный дневник учащегося». Посредством этой системы
родители регулярно получают свежую информацию об успехах и проблемам своего
ребенка, и имеют возможность оперативно корректировать сложившуюся ситуацию;
- приобретено и создано: локальная
сеть гимназии; приобретены современные персональные компьютеры, интерактивные
доски и иное оборудование для реализации проекта (проведение на уроке
двусторонних и многосторонних интернет-конференций с отсутствующими
учениками); закуплен комплект
спутникового телевидения для организации рабочих мест в целях современной
методической самоподготовки учащихся и учителя при изучении иностранных языков
и других предметов; приобретен комплект оборудования для создания фонда
дидактических видеоматериалов; созданы методический кабинет интерактивного
взаимодействия локального координатора, межсетевой кабинет индивидуальной
работы учащихся, полимедийный интерактивный многофункциональный класс, 16
полимедийных интерактивных межкафедральных кабинетов.
Учащиеся
и педагоги имеют постоянный и свободный доступ к оборудованию центра «Нео
Логос» в целях осуществления дистанционного образования и обучения.
Таким
образом, создавая Центр дистанционного обучения «Нео Логос» мы предполагали,
что он будет востребован учащимися, их родителями, родителями будущих
первоклассников, педагогами, городским сообществом.
В. В чем
главная идея созданного в гимназии №117 Центра дистанционного обучения «Нео Логос»
Н.Б. Главная идея, которой мы руководствовались,
создавая в гимназии Центр дистанционного обучения «Нео Логос», заключается
в организации инновационного
образовательного пространства, названного авторами проекта «Нео Логос»,
посредством которой в гимназии формируется образовательно-компенсирующая
среда для часто болеющих детей, детей с ограниченными возможностями, детей,
испытывающих дефицит педагогической поддержки; образовательно-развивающая среда для одаренных и талантливых детей,
детей, нуждающихся в повышенном уровне образования и развития; информационно-коммуникативная
среда для участников образовательного процесса и окружающего гражданского
сообщества.
В. Таким
образом, «Нео Логос» это не только Центр дистанционного обучения учащихся
гимназии, но и элемент образовательной среды гимназии?
Н.Б. Вы
правильно подметили основную особенность «Нео Логоса». Разрабатывая
концепцию «Нео Логоса» мы исходили из того, что современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были
способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко
адаптироваться, к изменяющимся условиям жизни, используя все социальные и
технические возможности.
Современный
этап в развитие общества заставляет меняться и российскому образованию,
появляются новые задачи. Эти задачи поставлены перед системой образования в
Послании Президента Российской Федерации в 2009 году, Национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа», а так же в речи Президента
России на открытии Года учителя. На решение этих задач нацелены новые Федеральные государственные
образовательные стандарты.
Эти
изменения вызывают реформирование системы образования, заключающееся прежде всего в пересмотре существующей
концепции обучения, выявление концептуально устаревших моментов и введение
новых перспективных технологий и организационных решений.
В этой связи
вскрывается основное противоречие между потребностью массовой
общеобразовательной школы в новых современных
высокоэффективных технологиях обучения и перспективных моделях
организации образовательно-развивающего процесса и современным низким
уровнем организации применения в школе
современных адаптированных к условиям массовой средней школы форм
дистанционного обучения, основанных на постоянно развивающихся
информационно-коммуникативных технологиях, их методической проработки с целью
применения в современной школе.
Анализ,
проведенный Московским государственным университетом экономики, статистики и
информатики в начале 2000-х годов, показал, что в Российской Федерации имеется несколько десятков высших и средних
образовательных учреждений профессионального образования, в той или иной
степени реализующих технологии дистанционного обучения. В них проработаны
несколько вариантов организации дистанционного обучения, которые можно считать
типичными для условий России. Тем не менее, этим исследованием в России не
выявлено ни одного среднего общеобразовательного учреждения, использующего
в учебном процессе дистанционное образование.
Мы исходим
из того, что одним из перспективных путей повышения качества образования в
массовой общеобразовательной школе является внедрение в ее образовательную
среду данной инновационной модели организации образовательно-развивающего
процесса и создания информационного пространства, которое мы назвали «Нео Логос». Использование данной инновационной модели «Нео
Логос» в среднем общеобразовательном учебном заведении способствует
значительно более быстрому достижению стратегической цели каждого
образовательного учреждения - повышение качества образования учащихся.
В. Вы
сказали, что дистанционное обучение с успехом применяется в системе
профессионального образования. Что нового дает Ваш «Нео Логос» педагогической
науке и практике?
Н.Б. Разрабатываемая в
гимназии №117 инновационная модель организации образовательно-развивающего
процесса и создания информационного пространства «Нео Логос» на основе
технологий дистанционного обучения несет в себе новшества, отличающие ее от
классических форм дистанционного обучения в профессиональных учебных
заведениях.
Прежде
всего, новизна представляемой инновационной модели «Нео Логос» заключается в ее
основной идее - не оторвать учащегося от школы, а, наоборот, при невозможности
посещения им занятий дать возможность ему «виртуально» присутствовать на уроке,
не чувствовать себя оторванным от гимназии.
Так
же, в качестве новизны данной инновационной модели «Нео Логос» можно указать
на: 1) ее комплексность, 2) достижение с ее помощью системности при использовании
дистанционных форм обучения, 3) формирование с ее помощью целостного виртуального
пространства образовательного учреждения, открытого доступного как для
участников образовательного процесса, так и для окружающего социума, 4)
создание с ее помощью условий доступности для
учащихся получения ими образовательных услуг при их вынужденном непосещении ими
учебных занятий.
Таким образом, целью
внедрения инновационной модели организации образовательно-развивающего
процесса и создания информационного пространства «Нео Логос» в образовательное
пространство образовательного учреждения является повышение качества образования учащихся и
создание в образовательном учреждении открытой образовательной среды.
Внедрения данной
инновационной модели «Нео Логос» в образовательное пространство
образовательного учреждения позволит данному образовательному учреждению решить следующие задачи: 1) более быстрое и значительное повышение
качества образовательного процесса в учебном заведении; 2) увеличение
ассортимента предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг,
повышение их качества; 3) увеличение числа потребителей предоставляемых
образовательным учреждением образовательных услуг (учащиеся, их родители и
учителя), в том числе за счет использования информационно-коммуникативных
технологий; 4)вовлечение в образовательный и воспитательный процесс класса, школы учащихся, временно отсутствующих на уроке или
внеурочном мероприятии, что способствует недопущению «провалов» в знаниях таких
учащихся, в их системности, и выпадению такой категории учащихся из общественной
жизни класса, школы; 5) расширение возможностей реализации права на образования
детям с ограниченными возможностями, часто болеющим детям, детям, испытывающим
дефицит педагогической поддержки, одаренным и талантливым детям; 6) расширение
развивающей среды образовательного пространства учебного заведения; 7)
формирование познавательной активности, потребности в научно-исследовательской
деятельности, способности к самостоятельному поиску и обработке информации, к выбору
личной образовательной траектории; 8) расширение горизонта возможностей для
развития и самореализации для каждого обучающегося; 9) более полной реализации
права на образование для каждого обучающегося, дошкольникам; 10) формирование
прозрачности образовательного пространства учебного заведения для участников
образовательного процесса (учащихся, их родителей, педагогам); 11) повышение квалификации
учителей-предметников путем участие в
совместном образовательном процессе и специальных программах для учителей.
Эффективность
«Нео Логоса» основана на том, что при его разработке были учтены современные и
классические идеи российской и зарубежной педагогики – гуманистичность, системность
видения образовательного процесса, технологичность, личностно-ориентированный
подход к каждому учащемуся.
Ведущей
педагогической идей инновационной модели организации образовательно-развивающего
процесса и создания информационного пространства «Нео Логос» является создание
в образовательном учреждении таких педагогических условий, при которых: 1)
быстро и гарантировано достигается существенное увеличение качества предоставляемой
школой образовательных услуг, 2) достигается быстрое и заметное увеличение
качества подготовки учащихся, 3) в образовательный процесс вовлекается
максимальное количество учащихся, в том числе и временно отсутствующих на
занятиях, испытывающих дефицит педагогической поддержки, нуждающихся в особом
педагогическом сопровождении, 4) создаются условия для максимальной открытости
и прозрачности в основной деятельности образовательного учреждения.
В. Расскажите
пожалуйста, что нового принесло внедрение в образовательное пространство
гимназии инновационной модели «Нео
Логос»?
Н.Б. Данная
инновационная модель организации образовательно-развивающего процесса и
создания информационного пространства «Нео Логос» адаптирована к условиям и
особенностям массовой средней школы. Ее применение ведет к повышению качества
обученности учащихся, расширению их образовательных возможностей и более
эффективной реализации их права на образование, особенно лицами с ограниченными
возможностями, испытывающими дефицит педагогической поддержки и нуждающимися в
особом педагогическом внимании.
Как я уже подчеркивала, областью применения инновационной модели
организации образовательно-развивающего процесса и создания информационного
пространства «Нео Логос» является массовая средняя общеобразовательная школа.
Отдельные элементы инновационной модели организации образовательно-развивающего
процесса и создания информационного пространства «Нео Логос» могут быть
использованы в учебных заведениях других типов.
Посредством данной инновационной модели «Нео Логос» решаются следующие
учебно-воспитательные и организационные задачи:
- повышение
заинтересованности учащихся в изучении предметов школьной программы;
- повышение
степени обученности учащихся и качества их обучения;
- развитие
познавательных, креативных, смысловых и рефлексивных качеств личности
обучающегося;
- расширение
горизонта образовательных возможностей у каждого обучающегося в данном
общеобразовательном учреждении;
- расширение
поля реализации права на образование у каждого обучающегося, в том числе и со
специальными педагогическими потребностями;
- повышение
прозрачности педагогической деятельности общеобразовательного учреждения для
участников образовательного процесса.
В. Расскажите,
теперь, пожалуйста о технологии применения «Нео Логоса» в Вашей гимназии.
Н.Б. Инновационная модель «Нео Логос» является базовой в деятельности Центра элементов
дистанционного обучения «Нео Логос» гимназии №117.
Структурная
схема инновационной модели организации образовательно-развивающего процесса и
создания информационного пространства
«Нео Логос» состоит из нескольких взаимосвязанных уровней:
- уровень
педагога, состоящий из элементов, способствующих поиску и обмену информации с
коллегами, создание педагогом электронных учебных материалов, дистанционному
общению с учащимися, как во время урока, так и в индивидуальном режиме,
дистанционному общению с участниками педагогического процесса и общественностью;
- уровень
ученика – состоящий из элементов,
способствующих поиску и обмену информации со сверстниками, создание
электронных учебных проектов, дистанционному общению с учителем, как во время
урока, так и в индивидуальном режиме, дистанционному общению с участниками
педагогического процесса и общественностью;
- уровень
родителей и общественности – состоящий из элементов, способствующий поиску
информации об образовательном процессе в школе, а также дистанционному общению
с другими участниками педагогического процесса и общественностью
Технологически
инновационная модель «Нео Логос»состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
-
электронный сайт образовательного учреждения, на котором размещается информация
для учащихся и их родителей, корректирующие задания для учащихся, испытывающих
затруднения в учебе и развивающие задания для тех, кто хочет знать больше, в
том числе и для одаренных и талантливых детей, в том числе и задания
Интернет-викторин и Интернет-олимпиад различного уровней, в том числе и школьного уровня;
- блок
дистанционного обучения, состоящий из нескольких комплектов оборудования для
проведения интернет-конференций. Эти комплекты размещаются в классах, где будет
проводиться обычный урок, на котором дистанционно могут присутствовать один или
более учащихся класса, по каким-либо причинам отсутствующих в гимназии, но не
желающих пропускать урок. Возможность, посредством интернет-конференции не
только видеть урок, но и «виртуально» присутствовать на нем – отвечать,
задавать вопросы, получать отметки, приближают гимназию к таким категориям
детей, как дети-инвалиды, часто болеющие дети и дети, испытывающие дефицит педагогической
поддержки. Такие дети не теряют связи с детским коллективом класса, могут
общаться с друзьями. Посредством интернет-конференций также проводятся и
консультации учителей по предметам;
- рабочего
места учащегося, посредством которого ему предоставляется возможность поиска
учебной информации в интернете для приготовления заданий педагогов, а также с
целью участия в самых разнообразных дистанционных интернет-олимпиадах и
интернет-викторинах в различных частях нашей страны, а так же участие в
совместных общеклассных или общешкольных проектах на основе Вики-технологий;
- рабочего
места педагога, посредством которого ему предоставляется возможность поиска
информации, подготовки к уроку, проведения Интернет-конференции в отсутствующим
в школе учащимся, как во время урока, так и в режиме индивидуальной консультации;
-
справочно-информационного раздела сайта образовательного учреждения, на котором
все желающие могут в свободном доступе узнать полную информацию об образовательном
процессе школы;
-
интернет-форума на базе сайта образовательного учреждения, на котором в с
режиме реального времени участники форума обмениваются мнением на актуальной
темы.
Технически модель «Нео
Логос» реализуется посредством следующих
элементов:
·
методического кабинета интерактивного взаимодействия локального координатора;
·
межсетевого кабинета индивидуальной работы учащегося;
·
мультимедийного
кабинета;
·
внутришкольной межкафедральной локальной телекоммуникационной сети (Интранет);
·
Интернета;
·
сайта образовательного учреждения с разделом «Форум».
При внедрении модели «Нео Логос» в образовательное пространство образовательного
учреждения изменится роль учителя в образовательном процессе, он станет
выполнять две функции: локального координатора и локального тьютора.
Так, учитель в качестве локального координатора, хорошо зная цели и возможности
своего образовательного учреждения, сможет помочь сориентироваться среди многообразия
курсов дополнительного образования, организовать сам процесс обучения;
поддержать обучающегося психологически; провести необходимые исследования.
Учитель в
качестве локального тьютора сможет обеспечить эффективную обратную связь;
поддержать обучающегося методически; помочь в освоении учебного материала.
Особо хочу подчеркнуть, что работа
учащихся на компьютерной технике происходит строго в соответствии с
действующими медицинскими и санитарными нормами и СанПиНами Российской
Федерации. При работе на
компьютерной технике используется только
необходимое лицензионное программное обеспечение: системное, сервисное,
демонстрационное, обучающее, тестирующее, тренинговое.
В. «Нео
Логос» действует в гимназии №117 уже достаточно давно, каковы реальные
результаты его применения?
Н.Б. Мы изначально были заинтересованы в эффективности созданного
Центра дистанционного обучения «Нео Логос» и разработанной на его основе
инновационной педагогической модели. Мы определили следующие критерии
успешности, которые тщательно отслеживаем:
- создание равных условий в обучении, развитии и
социализации для учащихся с
ограниченными возможностями, часто болеющих, обучающихся в домашних условиях,
учащихся, испытывающих дефицит педагогической поддержки;
- формирование атмосферы успешности для
учащихся, нуждающихся в повышенном уровне обучения;
- изменение во взаимодействии с ближайшим
окружением гимназии (родители, спонсоры, представители гражданского сообщества,
общественные организации, органы власти);
- повышение мотивации обучающихся к обучению;
- повышению эффективности и качеству обучения;
- повышение профессиональной компетентности
учителя.
В нашей гимназии
разработана двухуровневая система мониторинга эффективности: внутренний и
внешний уровни.
На внутреннем уровне мониторинга
осуществляется контроль и анализ текущих и итоговых результатов деятельности, с использованием имеющиеся в педагогической
практике апробированных методик оценивания результатов учебной деятельности и
контрольно-измерительных материалов, разработанные авторским коллективом.
В
ходе внутреннего мониторинга проводятся следующие типы анализов уроков,
индивидуальных и групповых занятий и консультаций с использованием систем
интернет-конференций, иных интернет-технологий: дидактический анализ,
психологический анализ, методический анализ, организационно-технологический
анализ эффективности использования оборудования, структурно-временной анализ.
В
ходе изучения успешности функционирования инновационной модели «Нео Логос»
установлено, что за несколько лет
активного внедрения в образовательное пространство гимназии данной инновационной
модели «Нео Логос» удалось повысить качество обучения с 57% до 81%.
Особенно
хочу отметить, что использование в моу
гимназии №117 дистанционны форм обучения учащихся позволило детям с
ограниченными возможностями, часто болеющим детям быстрее адаптироваться к
учебному процессу и повысить успеваемость в первую недель его выхода в школу
более чем на 30% по сравнению с аналогичными показателями за прошедшие года,
когда ребенок не мог пользоваться возможностями дистанционного обучения. Это
значит, что им была предоставлена возможность реализовать свое конституционное
право на образование в полном объеме, несмотря на отсутствие у них возможности
в данный момент находиться в классе на уроке.
На внешнем уровне мониторинга осуществляться проверка
эффективности разрабатываемой образовательной среды, направленная на
формирование как знаниевых и компетентностных показателей, так и ценностных
качеств личности учащегося. На этом уровне мониторинга используются показатели,
связанные с внешней оценкой эффективности работы. Такими показателями являются:
оценка результатов внедрения педагогической технологии специалистами, отзывы
родительской общественности гимназии и
окружающего социума о результатах обученности
учащихся гимназии в форме дистанционного образования, результаты участия
обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах
и т.п.
В
ходе мониторинга внеурочной развивающей деятельности, построенной на основе
инновационной модели «Нео Логос» отмечено, что учащиеся гимназии принимали
активное участие в VIII-й
Международной Олимпиада студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ» (2008,
2009гг.), Российский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура.» (2008, 2010
гг.), Всероссийскую многопредметную интернет-викторина, организованная
педагогическим сообществом г. Екатеринбурга «Дом учителя» (2008 г.),
Интернет-викторина «Город Ростов-на-Дону
во время Великой Отечественной войны» (2008 г.), Интернет-викторина «Главный закон
планеты» (2008), интернет-викторина «Значение Всеобщей декларации прав человека
для современного периода цивилизации» (2009 г.), игре для школьников «Ищи с нами, ищи
как мы, ищи лучше нас» с использованием
интернет-технологий (2009 г.),
исторической интернет-викторине, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной
войне (2010 г.).
Особенно понравились учащимся участвовать в в различных конкурсах номинациях Российского заочного
конкурса «Познание и творчество», Национальной образовательной программы
«Интеллектуально-творческий потенциал России», организованного Общероссийской
Малой академией наук «Интеллект будущего» г. Обнинска.
В
ходе анализа успешности проведения внеурочной развивающей деятельности,
построенной на основе инновационной модели «Нео Логос» отмечено, что за три
года участия в различных интернет-олимпиадах и интернет-конкурсах победителями,
лауреатами и участниками стали более 750 гимназистов. Из них более 300 учащихся
приняли участие в конкурсах проекта «Познание и творчество». Основную массу
участников составили учащиеся начальной школы – 187 учащихся, что составляет более
60% от общего числа учащихся на данной ступени обучения. Более 50% из них
приняли участие в более чем одном конкурсе. Эти результаты позволяют быть
уверенными, что с переходом на среднюю ступень обучения они не только не
потеряют интереса к участию в интернет-олимпиадах, наоборот – их интеллектуальное
и творческое развитие только усилится. Эти цифры указывают на высокую
эффективность представляемой инновационной модели «Нео Логос».
Можно
так же отметить, что применение элементов дистанционного обучения, а также
активное и широкое привлечение учащихся к участию в различных
интернет-конкурсах и интернет-викторинах положительно сказывается не только на
общей картине качества обученности учащихся в образовательном учреждении, но,
самое главное, способствует повышению успеваемость у самих учащихся, особенно
тех, кто активно участвует в таких интернет-конкурсах и интернет-викторинах.
Среди учащихся, активно участвующих в различных в интернет-конкурсах и
интернет-викторинах также присутствуют и дети с ограниченными возможностями.
При изучении
эффективности инновационной модели «Нео
Логос» изучалось также отношение к данной модели организации обучения среди
участников педагогического процесса и гражданского социума. Установлено, что
данная инновационная модель «Нео Логос» вызвала положительный отклик у
педагогического и гражданского сообщества. Так, согласно мониторингу исследования мнения участников
образовательного процесса, более 65% учащихся и более 70% родителей регулярно
посещают сайт гимназии №117. Из них более 85% довольны качеством и
разнообразием представляемой на сайте информацией. Более 80% учащихся регулярно
пользуются возможностями инновационной модели «Нео Логос» для решения своих
образовательных задач. Более 75% родителей также пользуются возможностями инновационной модели
«Нео Логос» для решения образовательных задач своих детей.
Отмечен
также высокий, свыше 75%, уровень
положительных откликов родительской общественности гимназии и окружающего социума на результаты
обученности учащихся гимназии в форме
дистанционного образования, и на положительные результаты их участия в
различных интернет-олимпиадах и интернет-викторинах.
В. Спасибо, это, несомненно, достойные результаты. А
теперь давайте перейдем к такому вопросу как апробация Вашего передового педагогического опыта. Расскажите пожалуйста об этом нашим читателям.
Н.Б. Результаты применения и внедрения в широкую педагогическую
практику авторами разработки были представлены на 13 научно-практических
конференциях педагогической направленности. Среди них можно отметить: ежегодную
научно-практическую конференцию-выставку «Информационные технологии в
образовании. ИТО-Ростов», XIX Международную конференцию-выставку
«Информационные технологии в образовании (ИТО-Москва-2009)», 4-ю международную
научно-практическую конференцию «Методология и практика образовательных
технологий в условиях модернизации высшего образования» (2008, г. Таганрог),
Всероссийскую научно-практическую конференцию «Инфо-стратегия – 2009.
Образовательные сетевые сообщества в контексте развития информационного
сообщества» ( г.Самара, 2009),
научно-практическую конференцию-выставку «Развивающие информационные
технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в
образовательном процессе (ИТО-Томск-2010)».
Результаты
применения и внедрения в широкую педагогическую практику авторами были
опубликованы 27 печатных работ в различных научно-практических и методических
сборниках по профильной тематике.
В. Впечетляет.
Несомненно Ваш опыт замечен в нашей стране.
Расскажите пожалуйста, внедряется ли Ваш опыт в других образовательных
учреждениях.
Н.Б. Результаты
внедрения в широкую педагогическую практику не осталась не замеченной
гражданским и педагогическим сообществом. Об инновационном образовательном
проекте гимназии рассказано в ряде публикаций местных СМИ. Об успехах внедрения
педагогической технологии дистанционного обучения в рамках Центра «Нео Логос»
рассказано в телесюжетах телекомпании «Дон-ТР» на областном уровне, «НТВ» на
общероссийском уровне, в фоторепортаже «ИТАР-ТАСС».
Ознакомившись
с опытом гимназии по внедрению данной педагогической технологии «Нео Логос» в
учебный процесс гимназии, Уполномоченный Президента Российской Федерации по
правам ребенка в Ростовской области Каракосова С.В. рекомендовала для широкого
распространения данный инновационный опят в учебные заведения для работе с учащимися.
Данная
рекомендация была положительно воспринята педагогическим сообществом, что
подтверждается следующим фактом. Зимой 2010 года, а именно, 26 февраля 2010
года, Премьер-министру Российской Федерации в городе Томске был продемонстрирован
урок биологии в обычной средней школе, в ходе которого, один из учащихся
класса, находящийся дома по болезни, и не имеющий возможности посещать занятия
в школе, с помощью технологии дистанционного обучения смог участвовать в лабораторной
работе, проводимой на уроке в его классе.
В. Наше
интервью подходит к завершению, что бы Вы хотели сказать нашим читателям в
конце своего рассказа об инновационном опыте Вашей гимназии.
Н.Б. Повторюсь,
использование данной инновационной модели «Нео Логос»
в среднем общеобразовательном учебном заведении
способствует значительно более
быстрому достижению стратегической цели каждого образовательного учреждения - повышение качества
образования учащихся.
Педагоги
нашей гимназии уверены, что данная инновационная модель «Нео Логос» будет
успешно включена в образовательное пространство каждого общеобразовательного
учреждения, так как впитала в себя всё самые современные идеи российской педагогики – гуманистичность,
технологичность и личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Это инновационная модель «Нео Логос», по
нашему мнению, имеет начало, а, в связи с развитием и совершенствованием
информационных технологий, ее актуальность и востребованость ее использования в
массовой школе будет только возрастать.
В заключении своего интервью хочу сказать, что достигнутые
гимназией за 11 лет успехи дают уверенность в том, что направления, по которым
в настоящее время работает коллектив гимназии, и впредь будут успешно развиваться и творчески обновляться. Задачи, поставленные перед системой
образования в Послании Президента Российской федерации и в национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа», а так же в
речи Президента России на открытии Года учителя, в гимназии будут
успешно выполнены, так как удалось создать крепкий, дружный высоко профессиональный
коллектив единомышленников, стремящихся вперед. Создана крепкая современная,
постоянно обновляющаяся учебная материально-техническая база, созданы условия
для эффективного перехода на Федеральные государственные образовательные
стандарты нового поколения, взаимодействия с гражданским сообществом, у
учащихся воспитана культура образованности и успешности, которая передается от
старших младшим.
В. Спасибо
Наталья Борисовна, за Ваше интересное и содержательное интервью.
Н.Б. Спасибо, что обратили внимание на нашу
разработку. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
|