Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 06:05

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

МБОУ "Гимназия № 117"
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

воспитательная работа

Образовательно-развивающее пространство гимназии "Ноосфера"

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

С 2000 года в гимназии сформировалась, активно развивается и совершенствуется инновационная образовательная модель организации образовательно-развивающего  пространства «Ноосфера», адаптированного к условиям массовой средней школы. Авторами данной инновационной образовательной модели являются педагоги: Рудь Н.Б.,  Бозаджиев В.Ю. и Ярмова Т.Б.

 

Структурно модель «Ноосфера» состоит из трех взаимосвязанных компонента: педагогического, методического и психологического.

Описание каждого компонента модели «Ноосфера» начнем с методического компонента.

Его место в модели – организация и методическое сопровождение педагогов их образовательно-развивающей работе с учащимися. Для этой цели в гимназии организована трехуровневая служба методической поддержки педагогов.

Первый уровень - Методический совет гимназии. Его роль заключается в общей организации методической работы в гимназии, и ее регулировании на уровне администрации. Другим важным направлением работы данного уровня является методическая поддержка педагогов в организации и проведении проектно-исследовательской работы с учащимися, и оказание общей методической помощи обучающимся в их работе над своими исследовательскими проектами. Организация для педагогов гимназии и учащихся семинаров и круглых столов по проблемам образовательно-развивающей деятельности и общей методике работы над исследовательскими проектами.

Одной из наиболее значимых форм работы Методического совета гимназии является организация и проведение научно-практических педагогических конференций в гимназии. В декабре 2013 года в гимназии №117 была организована и проведена 1-я научно-практическая педагогическая конференция.

Второй уровень -  методические кафедры гимназии, объединяющие педагогов на уровне образовательных областей. На этом уровне организуется практическая работа педагогов по обмену опытом и его распространению среди педагогов гимназии.

Третий уровень – методические объединения учителей предметников внутри  методических кафедр. На этом уровне педагоги более близко и предметно знакомятся с опытом коллег-предметников, и могут для себя почерпнуть что-то новое для них в работе как учителя-предметника.

Вторым направлением деятельности методической службы гимназии является организация Педагогических конференций в гимназии №117. Организационно Педагогическая конференция состоит из трех частей:

- пленарные заседания, на которых педагоги гимназии в форме докладов делятся своим опытом с коллегами и сообщают им о своих достижениях;

- открытые мероприятия педагогов гимназии, на которых они в форме открытых уроков, открытых внеклассных мероприятий и мастер-классов делятся своими практическими наработками с коллегами;

- ученическая неделя гимназической науки «Виват, наука!». Ее роль в привлечении детей к проектной и исследовательской деятельности высока. На открытых секционных заседаниях учащиеся в своих докладах сообщают жюри, педагогам и другим учащимся о результатах своей проектно-исследовательской работы. На этих же секциях педагоги гимназии, подготовившие участников ученической конференции, демонстрируют коллегам свой опыт работы с детьми и обмениваются своими педагогическим наработками.

Психологический компонент модели «Ноосфера» лежит в основе создания в гимназии атмосферы успеха для учащихся и педагогов. Доброжелательное отношение педагогов к учащимся, их ежеминутная готовность откликнуться на призыв помощи со стороны учащегося, создают ту неповторимую доброжелательную атмосферу, которая окружает гимназистов и стимулирует их к работе над собой. Радостная праздничная обстановка, которая окружает учащихся, добившихся успехов, их чествование на уровне класса и гимназии служит важным фактором поднятия у них личной самооценки и укрепляет веру в свои силы и доверие к педагогам гимназии.

Наиболее мощным инструментом психологического компонента модели «Ноосфера» является ежегодный гимназический праздник «Виктория». На этом празднике в яркой театрализованной форме происходит чествование гимназистов, добившихся значительных достижений в различных областях: интеллектуальной, творческой и спортивной. На праздник приглашаются родитель детей, представители родительской общественности классов, педагоги гимназии. Гостями праздника бывают представители местной власти, местного самоуправления и районного отдела образования.

Педагогический компонент модели «Ноосфера» является ее стержнем. Педагогическая миссия, которая положена в процесс образовательно-развивающей деятельности в рамках авторской модели «Ноосфера» – воплощение системообразующих ценностей через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение, взаимодействие детей и взрослых.

Для достижения цели образовательно-развивающей модели «Ноосфера» в гимназии №117 применяются следующие виды совместной деятельности детей и взрослых:

- совместное выполнение общих дел (походы и экскурсии, экспедиционные выезды, участие в проведении экологических акций);

- совместный творческий труд;

- совместная трудовая деятельность на равных началах, проводимая в форме добровольного безвозмездного служения обществу;

- тьюторская поддержка педагога в исследовательской деятельности обучающегося (выбор темы исследовательской работы, планирование исследовательской работы и необходимых экспериментов, обсуждение результатов и оформление работы).

В процессе совместной деятельности отношения между взрослыми и обучающимися складываются на  основе равноправного сотрудничества, свободного выбора видов и форм деятельности обучающимся и взаимного уважения личности.

Взаимоотношения между обучающимися и педагогами гимназии, с одной стороны, и окружающей гимназию средой можно разделить на два уровня:

- ближнее окружение (муниципальный уровень). На этом уровне партнерами гимназии являются:

- районный подуровень: районный Дом детского творчества (кружок бисероплетения и др. на базе гимназии), подростковый клуб «Эдельвейс» (детские кружки по месту жительства), районная детская библиотека (организация тематических встреч, гимназисты-читатели библиотеки), районный психологический центр (патронаж специалистов-психологов над гимназией);

- общегородской уровень: городской Дворец творчества детей и молодежи (кружок «Оригами» на базе гимназии), Донская академия наук юных исследователей (участие обучающихся гимназии со своими исследовательскими работами в ежегодных весенних сессиях), Городская экологическая лига (участие в городских экологических акциях, городском экологическом фестивале школьников «Экофест»), Центр по работе с одаренными детьми «Дар» (участие обучающихся гимназий в организуемых центром «Дар» для учащихся города и Ростовской области разнообразных конкурсах и проектах: многопредметная олимпиада «Эрудит», игры клуба старшеклассников «Что? Где? Когда?», предметные игры, дистанционные олимпиады и викторины, творческие и познавательные конкурсы).

- дальнее окружение (внегородской уровень): Клуб «Дебаты» Дома детского творчества города Таганрога Ростовской области (участие обучающихся гимназии в совместных проектах); Малая Академия наук города Обнинска Калужской области (участие в дистанционных олимпиадах «Познание и творчество», участие во всероссийской исследовательской конференции школьников «Юность. Наука. Культура.»), Международная интернет-олимпиада «Эрудиты планеты», предметные олимпиады «Дома учителя» города Екатеринбурга.

Авторы модели «Ноосфера» исходят из того, что образовательно-развивающее пространство воплощает в себе совокупную деятельность гимназии, которая реализуется в трех сферах: обучение, внеучебная деятельность и система дополнительного образования.

В процессе обучения учебный процесс становится одной из форм организации жизнедеятельности учащихся как путь овладения целостной культурой, а его объективная цель преобразуется в субъективные личностные смыслы, соответствующую мотивацию обучения.

Во внеучебной сфере социальная, досуговая, экологическая, клубная и т.п. деятельность ребенка является средством социализации, гражданско-правовой идентификации.

Внеучебная деятельность в гимназии - идеальная сфера для формирования и развития школьных традиций. Именно традиции придают стабильность и событийность жизни гимназии, формируют общие интересы, создают особое, неповторимое "лицо" гимназии.

Дополнительное образование детей в структуре образовательно-развивающей системы гимназии - сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение, развитие. Оно рассматривается как процесс свободно выбранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации, культурной и социальной адаптации, организованный в форме факультативов, кружков, творческих лабораторий и т.д. Здесь так же создаются возможности для его индивидуально-личностного развития.

Каждая из этих сфер рассматривается как подсистема педагогического компонента модели «Ноосфера».

Педагогический компонент образовательно-развивающей модели «Ноосфера» гимназии №117 структурно состоит из следующих модулей:

- модуль  организации дистанционного развивающего процесса на основе применения дистанционных педагогических и информационно-коммуникативных технологий. Этот модуль технологически представлен Центром дистанционного обучения «Нео Логос» МБОУ Гимназии №117. С его помощью учащиеся гимназии имеют возможность не только дистанционно присутствовать на уроках и получать консультации педагогов по предметам, но и участвовать в разнообразных дистанционных интернет-олимпиадах и интернет-викторинах. Идея «Нео Логоса» – не оторвать учащегося от школы, а, наоборот, при невозможности посещения им занятий дать возможность ему «виртуально» присутствовать на уроке, не чувствовать себя оторванным от гимназии. Структурно Центр «Нео Логос» состоит из сайта, на котором размещаются информация для учащихся и их родителей, а так же корректирующие задания для учащихся, испытывающих затруднения в учебе и развивающие задания для тех, кто хочет знать больше, в том числе и для одаренных и талантливых детей. Следующей частью является блок дистанционного обучения, состоящий из нескольких комплектов оборудования для проведения интернет-конференций. Эти комплекты размещаются в классах, где будет проводиться обычный урок, на котором дистанционно могут присутствовать один или более учащихся класса, по каким-либо причинам отсутствующих в гимназии, но не желающих пропускать урок. Возможность, посредством интернет-конференции не только видеть урок, но и «виртуально» присутствовать на нем – отвечать, задавать вопросы, получать отметки, приближают гимназию к таким категориям детей, как дети-инвалиды, часто болеющие дети и дети, испытывающие дефицит педагогической поддержки. Такие дети не теряют связи с детским коллективом класса, могут общаться с друзьями. Посредством интернет-конференций также проводятся и консультации учителей по предметам. Третьей частью Центра «Нео Логос» является предоставление учащимся возможность поиска учебной информации в интернете для приготовления заданий педагогов, а также с целью участия в самых разнообразных дистанционных интернет-олимпиадах и интернет-викторинах в различных частях нашей страны. Особенно понравились нашим гимназистам интернет-конкурсы «Познание и творчество», организуемые учеными и педагогами Малой академией наук «Шаг в будущее» г. Обнинска. Использование в гимназии №117 дистанционны форм обучения учащихся позволило детям с ограниченными возможностями, часто болеющим детям быстрее адаптироваться к учебному процессу и повысить успеваемость в первую недель его выхода в школу более чем на 30% по сравнению с аналогичными показателями за прошедшие три года, когда ребенок не мог пользоваться возможностями дистанционного обучения. За пять лет применения модели «Нео Логос» качество обучения повысилось с 57% до 81%. Победителями, лауреатами и участниками различных интернет-олимпиад и интернет-конкурсов стали более 900 гимназистов. Более 75% родителей пользуются возможностями инновационной модели «Нео Логос» для решения образовательных задач своих детей. Свыше 75%  родителей и представителей окружающего социума положительных отзываются о модели «Нео Логос».

- модуль экологического образования. Технологически представлен Центром экологического образования и просвещения «Эколайф», в который структурно входит детско-юношеское общественное экологическое движение «Эко-друзья», имеющее государственную регистрацию, свой  устав и эмблему. Членство в «Эко-друзьях» добровольное, его членом могут быть учащиеся, достигшие 8-летного возраста. Экологическое движение «Эко-друзья» действует в нескольких направлениях: воспитание экологической культуры у учащихся, формирование у учащихся исследовательских навыков, воспитание трудолюбия путем участия в акциях безвозмездного гражданского служения обществу. Экологическая воспитательная работа с гимназистами – участниками детского общественного экологического объединения «Эко-друзья» ведется в следующих формах: безвозмездное служение обществу в форме участия в экологических акциях, участие в туристических походах, участие в экологических форумах и фестивалях, участие в развивающих экологических конкурсах и олимпиадах. При этом интеллектуально-развивающая и художественно-эстетическая направленность в воспитательной работе являются доминирующими. Данное детское общественное экологическое объединение является базой для апробации одной из инновационной педагогической модели экологического образования и воспитания учащихся на основе вовлечения их в детское экологическое движение, в творческую и развивающую деятельность;

- модуль развивающего обучения, состоящий из Научного общества гимназистов и  Гимназического клуба «Дебаты». Данный модуль позволяет развивать у учащихся быстроту мышления, логичность и четкость изложения мыслей, ораторской искусство.

- модуль художественно-эстетического образования, представленный детским танцевальным коллективом «Движиз» и детским ансамблем духовых инструментов «Кларибель»

- модуль краеведческого образования, представленный музейной комнатой с постоянной экспозицией, знакомящей учащихся с историей и современностью родного края. На его базе ведется исследовательская краеведческая деятельность.

- модуль технического образования, представленный рядом кружков технической направленности.

- модуль спортивной направленности, представленный разнообразными спортивно-оздоровительными секциями.

- модуль гражданско-правового воспитания. В 2002 году, в МОУ СОШ №117 была принята программа развития «Школа гражданской культуры», рассчитанная на 5 лет. После аккредитации школы на статус гимназии, в связи с изменением и расширением образовательной программы, в 2007 году, педагогическим коллективом была принята новая программа развития образовательного учреждения «Гимназия гражданской культуры». Данная программа развития является продолжением предыдущей программы «Школа правовой культуры». В новой программе развития проанализированы итоги выполнения предшествующей программы, определены стратегические цели и направления развития гимназии. Несмотря на то, что программа развития гимназии была принята в 2007 году, она сумела уловить вектор современного направления в развитии образования в нашей стране и, зафиксировав его, настроить всю жизнь гимназии на воспитание своих учеников как свободных грамотных успешных и ответственных личностей, не боящихся и умеющих успешно преодолевать различные трудности. Важную роль в успешной реализации программы развития «Гимназия гражданской культуры» играет детское школьное самоуправление, представленное в гимназии Школьной республики «21 век» и экологического движения «Эко-друзья». Участие гимназистов в жизни этих детских объединений, участие в избирательных кампаниях по выборам на выборные публичные должности наиболее достойных и активных учащихся воспитывает их и готовит к взрослой жизни. Двое учащихся нашей гимназии стали депутатами Молодежного парламента района, а один депутат избран от районного Молодежного парламента в Городской молодежный парламент.

Все описанные выше модули взаимосвязаны, и в совокупности создают ту уникальную развивающую среду и атмосферу успешности, в которой каждый ребенок может развивать свои индивидуальные задатки.

Авторы модели «Ноосфера» выделили методический и психологический компоненты в базовые, так как считают, что без мощной методической поддержки педагогов и учащихся, а так же без их психологической поддержки не возможна эффективная деятельность педагогического компонента модели.

Результаты и наработки по данному направлению изложены в 5 публикациях, в том числе, в статье Бозаджиев В.Ю., Рудь Н.Б., Ярмова Т.Б. Инновационная образовательно-развивающая модель «Ноосфера» МБОУ Гимназии №117 с элементами дистанционного обучения. Опубликована на сайте XIII Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции-выставки "Информационные технологии в образовании" "ИTO-Ростов-2013" ( http://ито-ростов.рф/2013/section/214/96608/).

В 2014 году Детско-молодежное общественное экологическое движение «Эко-друзья» МБОУ Гимназии №117, в рамках реализации образовательно-развивающего направления своей деятельности получило статус ОТДЕЛЕНИЯ Малой академии наук "Интеллект будущего" (г. Обнинск). Получение этого высокого статуса говорит о высоком авторитете МБОУ Гимназии №117 и действующего внутри гимназии детско-молодежного общественного экологического движения "Эко-друзья" у руководства Малой академии наук «Интеллект будущего». Получение этого статуса стало возможным благодаря тем высоким результатам, которые показали гимназисты и курирующие их педагоги гимназии в конкурсах и олимпиадах, проводимых Академией.



















Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?




Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz