Обучение детей с ОВЗ
- ФГОС для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
ФГОС ОВЗ - подробнее
Примеры адаптированных образовательных программ - подробнее
ПОСТАНОВЛЕНИЕ OT 06.02.2019 N° 54 г. Ростов-на-Дону - О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26.10.2018 N 672 (смотреть)
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Основная идея включения – это обучение детей с ограниченными возможностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН “О правах инвалидов”. В статье 24 Конвенции говорится: “В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека”.
На сегодняшний день в России ведется активная работа по реализации Государственной программы “Доступная среда”. Согласно Программе школы оснащают специальным оборудованием, а для учителей организуют курсы и семинары по работе с особенными детьми.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогическойкомиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-медико-педагогическойкомиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория “ребенок-инвалид“. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
• слепых и слабовидящих обучающихся;
• обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
• обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
• обучающихся с задержкой психического развития;
• обучающихся с умственной отсталостью;
• обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.
Федеральные нормативные документы:
• Санитарно-эпидемиологические требования для обучающихся с ОВЗ
• Распоряжение МинПросвещения о ПП консилиуме
Региональные нормативные документы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полезные ссылки:
• Федеральный центр электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
• Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
• Краузе М.П. Дети с нарушениями развития психологическая помощь родителям
• Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
• Видеоконференция с участием заместителя министра образования и науки РФ КагановаВениамина Шаевича. Вебинар посвящёнвступлению в законную силу федеральных государственных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
• Роль семьи в оказании ранней помощи ребенку с особыми потребностями
• Обучение детей с интеллектуальными нарушениями