Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 09.07.2025, 19:43

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

МБОУ "Гимназия № 117"
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



воспитательная работа

Учебные планы

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Пояснительная записка к учебному плану 2011-2012

муниципального общеобразовательного учреждения

гимназии № 117 на 2011-2012 учебный год

 

 Моу гимназия № 117 является образовательным учреждением, которое приоритетным направлением общеобразовательной политики определила реализацию гуманитарного образования. Гуманитарное образование направлено на становление культуры умственного труда, навыков самообразования, работы с первоисточниками. Гуманитарные предметы формируют нравственно ценностные качества личности; литература и языки реализуют возможности формирования коммуникативного потенциала. Цели и задачи, стоящие перед коллективом: развитие интеллектуально и нравственно совершенной личности ребенка, его индивидуальных способностей и возможностей в условиях единого образовательного пространства.

В основе формирования учебного плана гимназии использована нормативно-правовая и конституционная база содержания предпрофильного и профильного обучения:

·       Закон  РФ « Об образовании» (ст.7);

·       Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;

·       Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана»;

·       Приказ Минобразования России от 16.06.2011г. «О внесении изменений в приказ от 29.03.2011г. № 212»;

·       Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования   (приказ МО РФ от 18.02.2002г. № 2783);

·       О введении Федерального базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов образовательных стандартов общего образования в образовательные учреждения Ростовской области (приказ МО и ПО РО № 736 от 17.04.2007г.).

·       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»;

·       Приказ МОиН РФ № 990 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в ФБУП»;

·       Приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·       Образовательная программа гимназии, предусматривающая развитие творческой личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения гуманитарной, естественнонаучной направленности;

·       Учет результатов изучения образовательных потребностей обучающихся на 2 и 3 ступенях, их родителей, а также социального заказа общества.

Учебный план  гимназии № 117 определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, профильным группам, образовательным областям и предметам.

В ходе составления учебного плана гимназии учитывались требования:

·       гигиенические нормы учебной нагрузки;

·       сохранение  базисного (федерального) компонента в учебном плане;

·       соотношение профильного и базисного образования;

·       соотношение базисного и гимназического компонентов;

·       введение элективных курсов профильной и предпрофильной подготовки.

Учебный план гимназии  включает две составляющие части: инвариантную (куда входят предметы федерального, регионального компонентов) и вариативную (компонент образовательного учреждения, также содержащий элемент гимназического  содержания образования и предметы по выбору учащихся). В федеральной базовой части учебный план распределён по традиционным семи образовательным областям, обеспечивающим универсальность и гуманитаризацию образования.

 Учебный план гимназии в его инвариантной части  обеспечивает преподавание базовых общеобразовательных курсов. В учебном плане гимназии базовые курсы дополняются учебными предметами на профильном уровне. Включение в образовательный процесс учебных модулей в гимназии рассматривается как один из механизмов плавной поэтапной модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки,  также пропедевтической подготовки учащихся к профильному обучению на III ступени.

В качестве главного результата образовательной деятельности гимназии рассматривается готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования в гимназии являются: развитие у учащихся самостоятельности, способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, критериями, предъявляемыми к качеству гимназического образования, а   также на основе федерального учебного плана, в учебном плане гимназии № 117 увеличено количество часов на освоение обучающимися предметов гуманитарного и  социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики и ИКТ.

     Часы технологии и информатики в учебном плане используются как курсы технологической и информационной поддержки содержания образования. В 9-х классах часы технологии используются как предпрофильная подготовка в разделе учебного плана.

Научно-педагогическими основами учебного плана гимназии являются полнота, целостность (внутренняя взаимосвязь компонентов), сбалансированность (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентом), преемственность между ступенями и классами (годами) обучения, гибкость плана, наличие резерва, отсутствие перегрузки, четкая направленность плана с учетом реальных возможностей класса, методической, материально-технической базы гимназии.

    Учебный план скорректирован в соответствии с повышенным уровнем изучения ряда предметов гуманитарного характера, хотя недельная нагрузка не превышает предельно допустимую, что объясняется применением прогрессивных технологий и внедрением учебных планов соответственно профилю класса (группы).

При проведении учебных занятий по иностранному языку (2-11 классы), технологии (5-8 классы), информатике и ИКТ (8-11 классы), физической культуры (10-11 классы) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.

Учебный план реализует главный принцип образования – принцип развития личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников.

 

Раздел I.      Особенности учебного плана для 1-4-х классов (начальное общее образование).

Учебный план I-IV классов  ориентирован на 4-х летний нормативный срок усвоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года составляет: I класс – не менее 33 учебных недель, II-IV классы – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса – 35 минут в режиме пятидневной учебной недели, для  II-IV класса – 45 минут в режиме шестидневной учебной недели. Для 1-х классов предусмотрены дополнительные каникулы с 06.02.12г. по 12.02.12г.

Главное назначение начальной ступени гимназии – развитие личности ребенка, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру. Оно состоит в целенаправленном формировании развивающейся личности.

Особое место отведено гуманизации содержания образования, деятельностному, практическому подходу к обучению.

В связи с этим в гимназии активно внедряется проектный подход.

Учебный план 1-4-х классов 2011/2012 учебного года составлен на основе БУП - 2004 года и внесенных изменений в него, утвержденных приказом от 03.06.2011 года № 1994 Министерства образования  Российской Федерации, приказом от 16.06.2011 года № 478 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

На первой ступени обучения в гимназии используются развивающие системы обучения: программа Л.В. Занкова (под ред. Л.А. Вохмянина), программа «Начальная школа 21 век» (под редакцией Н.Д. Виноградовой).

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка, литературы. На учебный предмет «русский язык» отводится во всех классах по 5 часов, на изучение литературы по 4 часа в 1 кл., 2 кл.;  по 3 часа во 2-4 классах.

В начальной школе часы гимназического компонента используются для изучения предметов гуманитарной направленности: «риторика», «английский язык», «информатика и ИКТ».

Интегрированный курс «окружающий мир» (Человек, Природа, Общество) изучается в 1-4 классах по 2 часа в неделю. В его содержание введены развивающие модули социально-гуманитарной направленности:

·        Экология Донского края;

·        Экология Человека;

·         Предмет ОБЖ представлен интегрированным курсом с предметом окружающий мир и включает в себя большое количество практических занятий.

Иностранный язык изучается с 2-ого класса по 3 часа в неделю (2 часа + 1 час – гимназический компонент). При этом класс делится на 2 группы (при наличии в классе 25 человек). В 1 классе изучение иностранного языка осуществляется в форме внеаудиторного обучения.

Во 2-4 классах  иностранный язык изучается по углубленной программе (УМК Верещагиной И.Н.) по 3 часа в неделю (2 часа + 1 час – гимназический компонент).

В 3-4 классах введено изучение информатики и ИКТ в качестве учебного модуля в рамках гимназического компонента  (1 час. в неделю), направленного на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Информационно-коммуникативные технологии используются  в проектной деятельности обучающихся при изучении  предметов «изобразительное искусство» в 1-4 классах - 1 час в неделю; в образовательной области «технология» в 1-2 классах -1 час, в 3-4 классах  - 2 часа в неделю.

 

Раздел II. Особенности учебного плана для 5-9-х классов

(основное общее  образование).

          Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

Продолжительность урока  - 45 минут в режиме шестидневной учебной недели. Продолжительность учебного года – 35 учебных недель.

В основе  учебного плана второй ступени лежит БУП РФ 2004 года.

Учебный план образовательного учреждения в полном объеме реализует федеральный компонент государственного стандарта основного  общего образования.

Обучение в основной школе составляет 5 лет. Содержание образования в основной школе является относительно завершённым и базовым для продолжения обучения в средней (полной) образовательной или профессиональной школе, создаёт условия для подготовки обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Особое место на ступени основного общего образования принадлежит 5-6 классам.

Содержание обучения в 5-6 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

В 7-9 классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, и создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного среднего общего образования.

Учебный план второй ступени рассчитан на достижение высокого качества образования, активное формирование личности ученика. Этому способствуют представленные в учебном плане в полном объёме все образовательные области, благодаря чему обеспечивается расширение возможностей для самовыражения и самореализации.

  Учебный предмет ОБЖ предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы среды обитания человека, а также ликвидировать негативные последствия различных стихийных бедствий. Реализуется  в 5, 6, 7, 9 классах (1 час в неделю) за счет компонента образовательного учреждения; в 8 классах (1 час в неделю) в соответствии с  БУП – 2004.

       Образовательная область «филология» представлена следующими предметами: русский язык, литература и иностранные языки.

      Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

 В 5-9-х классах компонент образовательного учреждения представлен углублённым преподаванием предмета «английский язык» - в 5, 7, 8, 9 классах 2 часа в неделю, в 6 классах 1 час в неделю и второй иностранный язык (немецкий или французский) - 2 часа в неделю в параллелях 5-9 классов.

Введение с 5-го класса второго иностранного языка (немецкого или французского 2 часа в неделю) является особенностью учебного плана гимназии и продиктовано необходимостью овладения учащимися достаточным уровнем знаний, обеспечивающим возможность общения на этих языках. Усиливается социокультурный компонент изучения иностранных языков, повышается роль иностранного языка, как источника знания о стране и мире. Реализуется гуманитарная направленность учебного плана как отличительная особенность гимназического образования.

В образовательную область «математика» входят предметы: математика, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ.

Учебный предмет «информатика и информационно-коммуникативные технологии»  в 8-х классах (1 час в неделю)  и в 9-х классах (2 часа в неделю) изучается как самостоятельный предмет в федеральной части учебного плана.

Образовательную область «естествознание» представляют следующие предметы: природоведение, география, биология, химия и физика. Курс «природоведение» изучается в 5 классе (2 часа в неделю) и является пропедевтической основой последующего изучения блока естественнонаучных предметов. В 6 классе преподавание курса «биология»  ведётся по программе Пасечника В.В., адаптированной к 2 часам в неделю. Региональный компонент и компонент образовательного учреждения включают часы для усиления содержания образования краеведческой направленности

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 классы и включает разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право» по модульному принципу на интегративной основе.

В 5-х классах изучается курс истории - «история древнего мира», в 6-х классах 1/3 времени (22 часа) отводится на изучение курса «история средних веков» и 2/3 учебного времени (46 часов) на изучение «истории Отечества», в 7 и 8 классах 1/3 времени (22 часа) отводится на изучение курса «новая история» и 2/3 учебного времени (46 часов) на изучение «истории  России», в 9 классах 1/3 времени (22 часа) отводится на изучение курса «Новейшая история» и 2/3 учебного времени (46 часов) на изучение  «Истории  России». Изучение вопросов экологии  в разделах истории оправдано. Этот курс является фактом реализации регионального компонента учебного плана.

Образовательная область «искусство» 2 часа в неделю представлена изобразительным искусством (1 час) и музыкой (1 час).

Изучение предмета «Физическая культура» реализуется в 5-11 классах (3 часа в неделю) и направлено на достижение следующих целей: развитие физических качеств, укрепление здоровья и бережного отношения к себе и окружающему миру. Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения.

Часы предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

            С учётом рекомендаций БУП-2004 для 9-х классов организована предпрофильная подготовка, которая имеет предметно-ориентированный характер. В гимназический и ученический компоненты учебного плана вводятся занятия поисково-исследовательского характера по выбору учащихся, а также предпрофильные курсы: «Мой выбор», Международное гуманитарное право), что позволяет учащимся реализовать свой интерес к выбранному предмету, расширить границы школьных программ и учебников, правильно сделать выбор по профилю в старшей школе. На изучение этих направлений в каждом из 9-х классов отводится по 1 часу в неделю.

 

Раздел III. Особенности учебного плана для 10-11 классов

(среднее (полное) общее образование)

      Учебный план для X-XI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность урока  - 45 минут в режиме шестидневной учебной недели. Продолжительность учебного года  34 учебные недели.

         Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, в основе которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования.

При проведении занятий по «иностранному языку», «физической культуре», «информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на группы при условии наполняемости класса от 25 и более человек.

Количество часов федерального компонента на старшей ступени увеличилось на 1 час в связи с введением на базовом уровне 3-х часов физической культуры.

Принцип построения учебного плана для группы универсального обучения в 10а классе основан на идее сочетания базового компонента, компонента образовательного учреждения и обязательных занятий по выбору обучающихся. В учебном плане группы универсального обучения учебные предметы: русский язык, литература, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура, ОБЖ представлены на базовом уровне и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной области образования. Содержание профильных предметов определяется стандартами профильного образования.

В гимназии формируются классы следующих профилей:

11а класс - социально-гуманитарный профиль;

11б класс - информационно-технологический.

Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие учебные курсы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Обществознание. Федеративными, вариативными предметами являются «Физика», «Химия», «Информатика и ИКТ».  

В 11а классе социально-гуманитарного профиля на базовом уровне изучаются иностранный язык, математика, обществознание (включая экономику и право), физическая культура в соответствии с инвариантной частью федерального компонента БУП-2004. Профильными предметами являются: русский язык (3 часа в неделю), литература (4 часа в неделю), история (3 часа в неделю),  обществознание (4 часа в неделю), право (1 час в неделю), экономика (2 часа в неделю).

В образовательную область «Естествознание» входят следующие компоненты: «Биология», «Физика», «Химия». Недельная нагрузка в 11а классе по каждому из этих предметов в федеральной части учебного плана составляет  1 час в неделю.

Профильный учебный предмет «История» представлен интегрированным курсом «Всеобщая история» и «История России».

Для удовлетворения потребностей обучающихся, создания условий в соответствии с их профессиональными интересами, на основе анализа анкетирования учащихся был открыт класс информационно-технологического профиля. Обучение в 11 «Б» классе (информационно-технологического профиля), где профильными предметами являются: алгебра (4 часа в неделю), геометрия (2 часа в неделю), информатика и ИКТ (4 часа в неделю), подразумевает углубленную и расширенную подготовку по информатике и информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ), что не только оправдано, но и востребовано временем.

В целях реализации идеи профильного образования и поддержания высокого интеллектуального уровня развития гимназистов на III ступени гимназический компонент реализуется через выделение часов из вариативной части на изучение следующих предметов:

·        второй иностранный язык (немецкий или французский) - 2 часа с делением на группы (10а, 11а, 11б),

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Они выполняют роль дополнения профильного курса, а также позволяют интересующимся учащимся удовлетворить  свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету.

В  моу гимназии № 117 реализуется курс «Международное государственное право», так как учреждение является опытно-экспериментальной площадкой (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 2427 от 13.11.2007г). В 10-11 классах  элективный курс представлен предметом: «Международное гуманитарное право» 1 час в неделю.

Предметы история и география преподаются в рамках соответствующих учебных предметов за счёт обогащения федерального компонента значимой региональной информацией, представляющей обучающимся возможность в рамках усвоения обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ получить представление о природных условиях, культуре, экономике, историческом  прошлом  Ростовской области.

            Учебный план гимназии реализуется в полном объёме, обеспечен всеми необходимыми программно-методическими компонентами. Все образовательные учебно-методические комплексы допущены (рекомендованы) министерством образования и науки Российской Федерации и обеспечивают образование на уровне не ниже государственного образовательного стандарта, по предметам гимназического компонента - углублённую и профильную подготовку. Учебно-методические комплексы соответствуют Федеральному перечню. Реализация учебного плана обеспечена административным, педагогическим и вспомогательным персоналом. Учителя имеют соответствующее образование и квалификационную категорию.

























Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?




Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz