гимназии № 117 на 2011-2012 учебный год
Моу гимназия № 117 является образовательным
учреждением, которое приоритетным направлением общеобразовательной политики
определила реализацию гуманитарного образования. Гуманитарное образование
направлено на становление культуры умственного труда, навыков самообразования,
работы с первоисточниками. Гуманитарные предметы формируют нравственно
ценностные качества личности; литература и языки реализуют возможности
формирования коммуникативного потенциала. Цели и
задачи, стоящие перед коллективом: развитие интеллектуально и нравственно
совершенной личности ребенка, его индивидуальных способностей и возможностей в
условиях единого образовательного пространства.
В основе формирования
учебного плана гимназии использована нормативно-правовая и конституционная база
содержания предпрофильного и профильного обучения:
· Закон
РФ « Об образовании» (ст.7);
· Типовое положение об
общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от
19.03.2001г. №196;
· Приказ Минобразования России от
09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана»;
· Приказ Минобразования России от
16.06.2011г. «О внесении изменений в приказ от 29.03.2011г. № 212»;
· Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.02.2002г. № 2783);
· О введении Федерального базисного
учебного плана, федерального и регионального компонентов образовательных стандартов
общего образования в образовательные учреждения Ростовской области (приказ МО и
ПО РО № 736 от 17.04.2007г.).
· Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в ОУ»;
· Приказ МОиН РФ № 990 от 30.08.2010г.
«О внесении изменений в ФБУП»;
· Приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009г.
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
· Образовательная программа гимназии,
предусматривающая развитие творческой личности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, реализация предпрофильной подготовки и профильного
обучения гуманитарной, естественнонаучной направленности;
· Учет результатов изучения
образовательных потребностей обучающихся на 2 и 3 ступенях, их родителей, а
также социального заказа общества.
Учебный план гимназии № 117 определяет максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных
предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания
образования по классам, профильным группам, образовательным областям и
предметам.
В ходе
составления учебного плана гимназии учитывались требования:
· гигиенические
нормы учебной нагрузки;
· сохранение
базисного (федерального) компонента в
учебном плане;
· соотношение
профильного и базисного образования;
· соотношение
базисного и гимназического компонентов;
· введение
элективных курсов профильной и предпрофильной подготовки.
Учебный план гимназии
включает две составляющие части: инвариантную (куда входят предметы федерального,
регионального компонентов) и вариативную (компонент образовательного
учреждения, также содержащий элемент гимназического содержания образования и предметы по выбору
учащихся). В федеральной базовой части учебный план распределён по традиционным
семи образовательным областям, обеспечивающим универсальность и гуманитаризацию
образования.
Учебный план
гимназии в его инвариантной части обеспечивает
преподавание базовых общеобразовательных курсов. В учебном плане
гимназии базовые курсы дополняются учебными предметами на профильном уровне.
Включение в образовательный процесс учебных модулей в гимназии рассматривается
как один из механизмов плавной поэтапной модернизации традиционного содержания
образования и нормализации учебной нагрузки,
также пропедевтической подготовки учащихся к профильному обучению на III ступени.
В
качестве главного результата образовательной деятельности гимназии рассматривается
готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное
благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования в
гимназии являются: развитие у учащихся самостоятельности, способности к
самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня
правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать
возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству,
развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к
чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные
компромиссы.
В соответствии с
Концепцией модернизации российского образования, критериями, предъявляемыми к
качеству гимназического образования, а также
на основе федерального учебного плана, в учебном плане гимназии № 117 увеличено
количество часов на освоение обучающимися предметов гуманитарного и социально-экономического цикла, иностранных
языков и информатики и ИКТ.
Часы технологии и информатики в учебном плане используются как курсы
технологической и информационной поддержки содержания образования. В 9-х
классах часы технологии используются как предпрофильная подготовка в разделе
учебного плана.
Научно-педагогическими
основами учебного плана гимназии являются полнота, целостность (внутренняя
взаимосвязь компонентов), сбалансированность (рациональный баланс между
федеральным, региональным и школьным компонентом), преемственность между
ступенями и классами (годами) обучения, гибкость плана, наличие резерва,
отсутствие перегрузки, четкая направленность плана с учетом реальных
возможностей класса, методической, материально-технической базы гимназии.
Учебный план скорректирован в соответствии с повышенным уровнем изучения
ряда предметов гуманитарного характера, хотя недельная нагрузка не превышает
предельно допустимую, что объясняется применением прогрессивных технологий и
внедрением учебных планов соответственно профилю класса (группы).
При проведении учебных
занятий по иностранному языку (2-11 классы), технологии (5-8 классы),
информатике и ИКТ (8-11 классы), физической культуры (10-11 классы)
осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более
человек.
Учебный план реализует
главный принцип образования – принцип развития личности,
личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников.
Раздел I. Особенности учебного плана
для 1-4-х классов (начальное общее
образование).
Учебный план I-IV классов ориентирован на 4-х летний нормативный срок
усвоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года составляет: I класс – не менее 33 учебных недель, II-IV классы – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность урока для I класса – 35 минут в режиме пятидневной учебной недели, для II-IV класса – 45 минут в режиме
шестидневной учебной недели. Для 1-х классов предусмотрены дополнительные
каникулы с 06.02.12г. по 12.02.12г.
Главное назначение
начальной ступени гимназии – развитие личности ребенка, воспитание нравственных
и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему
миру. Оно состоит в целенаправленном формировании развивающейся личности.
Особое место отведено
гуманизации содержания образования, деятельностному, практическому подходу к
обучению.
В связи с этим в гимназии
активно внедряется проектный подход.
Учебный план 1-4-х
классов 2011/2012 учебного года составлен на основе БУП - 2004 года и внесенных
изменений в него, утвержденных приказом от 03.06.2011 года № 1994 Министерства
образования Российской Федерации,
приказом от 16.06.2011 года № 478 Министерства общего и профессионального
образования Ростовской области.
На первой ступени
обучения в гимназии используются развивающие системы обучения: программа Л.В.
Занкова (под ред. Л.А. Вохмянина), программа «Начальная школа 21 век» (под
редакцией Н.Д. Виноградовой).
Важнейшая роль в
реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению
русского языка, литературы. На учебный предмет «русский язык» отводится во всех
классах по 5 часов, на изучение литературы по 4 часа в 1 кл., 2 кл.; по 3 часа во 2-4 классах.
В начальной школе часы
гимназического компонента используются для изучения предметов гуманитарной
направленности: «риторика», «английский язык», «информатика и ИКТ».
Интегрированный курс «окружающий мир»
(Человек, Природа, Общество) изучается в 1-4 классах по 2 часа в неделю. В его
содержание введены развивающие модули социально-гуманитарной направленности:
·
Экология
Донского края;
·
Экология
Человека;
·
Предмет ОБЖ представлен интегрированным курсом
с предметом окружающий мир и включает в себя большое количество практических
занятий.
Иностранный язык
изучается с 2-ого класса по 3 часа в неделю (2 часа + 1 час – гимназический
компонент). При этом класс делится на 2 группы (при наличии в классе 25
человек). В 1 классе изучение иностранного языка осуществляется в форме
внеаудиторного обучения.
Во 2-4 классах иностранный язык изучается по углубленной
программе (УМК Верещагиной И.Н.) по 3 часа в неделю (2 часа + 1 час –
гимназический компонент).
В 3-4 классах введено
изучение информатики и ИКТ в качестве учебного модуля в рамках гимназического
компонента (1 час. в неделю),
направленного на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Информационно-коммуникативные
технологии используются в проектной
деятельности обучающихся при изучении
предметов «изобразительное искусство» в 1-4 классах - 1 час в неделю; в
образовательной области «технология» в 1-2 классах -1 час, в 3-4 классах - 2 часа в неделю.
Раздел II. Особенности учебного плана для 5-9-х классов
(основное
общее образование).
Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний
нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Продолжительность
урока - 45 минут в режиме шестидневной
учебной недели. Продолжительность учебного года – 35 учебных недель.
В основе учебного плана второй ступени лежит БУП РФ
2004 года.
Учебный план
образовательного учреждения в полном объеме реализует федеральный компонент
государственного стандарта основного
общего образования.
Обучение в основной школе
составляет 5 лет. Содержание образования в основной школе является относительно
завершённым и базовым для продолжения обучения в средней (полной)
образовательной или профессиональной школе, создаёт условия для подготовки
обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения
и самообразования.
Особое место на ступени
основного общего образования принадлежит 5-6 классам.
Содержание обучения в 5-6
классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает
адаптацию обучающихся к новым для них условиям и организационным формам
обучения, характерным для основной школы.
В 7-9 классах завершается
общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, и создаются
условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене
или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного
среднего общего образования.
Учебный план второй
ступени рассчитан на достижение высокого качества образования, активное
формирование личности ученика. Этому способствуют представленные в учебном
плане в полном объёме все образовательные области, благодаря чему
обеспечивается расширение возможностей для самовыражения и самореализации.
Учебный предмет ОБЖ предназначен для
формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих
знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы
среды обитания человека, а также ликвидировать негативные последствия различных
стихийных бедствий. Реализуется в 5, 6, 7,
9 классах (1 час в неделю) за счет компонента образовательного учреждения; в 8
классах (1 час в неделю) в соответствии с БУП – 2004.
Образовательная область «филология»
представлена следующими предметами: русский язык, литература и иностранные языки.
Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической,
языковой и коммуникативной компетенции.
В 5-9-х классах компонент образовательного
учреждения представлен углублённым преподаванием предмета «английский язык» - в
5, 7, 8, 9 классах 2 часа в неделю, в 6 классах 1 час в неделю и второй
иностранный язык (немецкий или французский) - 2 часа в неделю в параллелях 5-9
классов.
Введение с 5-го класса
второго иностранного языка (немецкого или французского 2 часа в неделю)
является особенностью учебного плана гимназии и продиктовано необходимостью
овладения учащимися достаточным уровнем знаний, обеспечивающим возможность
общения на этих языках. Усиливается социокультурный компонент изучения
иностранных языков, повышается роль иностранного языка, как источника знания о
стране и мире. Реализуется гуманитарная направленность учебного плана как
отличительная особенность гимназического образования.
В образовательную область
«математика» входят предметы: математика, алгебра, геометрия, информатика и
ИКТ.
Учебный предмет «информатика
и информационно-коммуникативные технологии»
в 8-х классах (1 час в неделю) и
в 9-х классах (2 часа в неделю) изучается как самостоятельный предмет в
федеральной части учебного плана.
Образовательную область
«естествознание» представляют следующие предметы: природоведение, география,
биология, химия и физика. Курс «природоведение» изучается в 5 классе (2 часа в
неделю) и является пропедевтической основой последующего изучения блока
естественнонаучных предметов. В 6 классе преподавание курса «биология» ведётся по программе Пасечника В.В.,
адаптированной к 2 часам в неделю. Региональный компонент и компонент образовательного
учреждения включают часы для усиления содержания образования краеведческой
направленности
Учебный предмет
«Обществознание» изучается с 6 по 9 классы и включает разделы «Общество»,
«Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право» по модульному
принципу на интегративной основе.
В 5-х классах изучается
курс истории - «история древнего мира», в 6-х классах 1/3 времени (22 часа)
отводится на изучение курса «история средних веков» и 2/3 учебного времени (46
часов) на изучение «истории Отечества», в 7 и 8 классах 1/3 времени (22 часа)
отводится на изучение курса «новая история» и 2/3 учебного времени (46 часов)
на изучение «истории России», в 9
классах 1/3 времени (22 часа) отводится на изучение курса «Новейшая история» и
2/3 учебного времени (46 часов) на изучение «Истории
России». Изучение вопросов экологии в разделах истории оправдано. Этот курс
является фактом реализации регионального компонента учебного плана.
Образовательная область
«искусство» 2 часа в неделю представлена изобразительным искусством (1 час) и
музыкой (1 час).
Изучение предмета
«Физическая культура» реализуется в 5-11 классах (3 часа в неделю) и направлено
на достижение следующих целей: развитие физических качеств, укрепление здоровья
и бережного отношения к себе и окружающему миру. Учебный предмет «Технология»
построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного
учреждения.
Часы предмета «Технология»
в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации
предпрофильной подготовки обучающихся.
С учётом рекомендаций БУП-2004 для
9-х классов организована предпрофильная подготовка, которая имеет предметно-ориентированный
характер. В гимназический и ученический компоненты учебного плана вводятся
занятия поисково-исследовательского характера по выбору учащихся, а также
предпрофильные курсы: «Мой выбор», Международное гуманитарное право), что позволяет
учащимся реализовать свой интерес к выбранному предмету, расширить границы
школьных программ и учебников, правильно сделать выбор по профилю в старшей
школе. На изучение этих направлений в каждом из 9-х классов отводится по 1 часу
в неделю.
Раздел III. Особенности учебного плана для 10-11 классов
(среднее (полное) общее
образование)
Учебный план для X-XI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения
образовательных программ среднего (полного) общего образования.
Продолжительность урока - 45 минут в
режиме шестидневной учебной недели. Продолжительность учебного года 34 учебные недели.
Среднее
(полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся,
содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное
достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, в основе
которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования.
При проведении занятий по
«иностранному языку», «физической культуре», «информатике и ИКТ» осуществляется
деление классов на группы при условии наполняемости класса от 25 и более
человек.
Количество часов
федерального компонента на старшей ступени увеличилось на 1 час в связи с введением
на базовом уровне 3-х часов физической культуры.
Принцип построения
учебного плана для группы универсального обучения в 10а классе основан на идее
сочетания базового компонента, компонента образовательного учреждения и
обязательных занятий по выбору обучающихся. В учебном плане группы
универсального обучения учебные предметы: русский язык, литература, математика,
информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология,
физическая культура, ОБЖ представлены на базовом уровне и направлены на
завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Профильные
общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие
направленность каждого конкретного профиля обучения, предназначены для
расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной
области образования. Содержание профильных предметов определяется стандартами
профильного образования.
В гимназии формируются
классы следующих профилей:
11а класс - социально-гуманитарный
профиль;
11б класс - информационно-технологический.
Для
всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие
учебные курсы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика»,
«История», «Физическая культура», «Обществознание. Федеративными, вариативными
предметами являются «Физика», «Химия», «Информатика и ИКТ».
В 11а классе
социально-гуманитарного профиля на базовом уровне изучаются иностранный язык,
математика, обществознание (включая экономику и право), физическая культура в
соответствии с инвариантной частью федерального компонента БУП-2004.
Профильными предметами являются: русский язык (3 часа в неделю), литература (4
часа в неделю), история (3 часа в неделю), обществознание (4 часа в неделю), право (1 час
в неделю), экономика (2 часа в неделю).
В образовательную область
«Естествознание» входят следующие компоненты: «Биология», «Физика», «Химия». Недельная
нагрузка в 11а классе по каждому из этих предметов в федеральной части учебного
плана составляет 1 час в неделю.
Профильный учебный
предмет «История» представлен интегрированным курсом «Всеобщая история» и
«История России».
Для удовлетворения потребностей
обучающихся, создания условий в соответствии с их профессиональными интересами,
на основе анализа анкетирования учащихся был открыт класс
информационно-технологического профиля. Обучение в 11 «Б» классе (информационно-технологического
профиля), где профильными предметами являются: алгебра (4 часа в неделю), геометрия
(2 часа в неделю), информатика и ИКТ (4 часа в неделю), подразумевает
углубленную и расширенную подготовку по информатике и
информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ), что не только оправдано, но и
востребовано временем.
В целях реализации идеи
профильного образования и поддержания высокого интеллектуального уровня развития
гимназистов на III ступени гимназический компонент реализуется через выделение
часов из вариативной части на изучение следующих предметов:
·
второй
иностранный язык (немецкий или французский) - 2 часа с делением на группы (10а,
11а, 11б),
Элективные курсы –
обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Они
выполняют роль дополнения профильного курса, а также позволяют интересующимся
учащимся удовлетворить свои
познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету.
В моу гимназии № 117 реализуется курс
«Международное государственное право», так как учреждение является
опытно-экспериментальной площадкой (приказ Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области № 2427 от 13.11.2007г). В
10-11 классах элективный курс
представлен предметом: «Международное гуманитарное право» 1 час в неделю.
Предметы история и
география преподаются в рамках соответствующих учебных предметов за счёт
обогащения федерального компонента значимой региональной информацией,
представляющей обучающимся возможность в рамках усвоения обязательного минимума
содержания основных общеобразовательных программ получить представление о
природных условиях, культуре, экономике, историческом прошлом
Ростовской области.
Учебный план гимназии реализуется в
полном объёме, обеспечен всеми необходимыми программно-методическими
компонентами. Все образовательные учебно-методические комплексы допущены
(рекомендованы) министерством образования и науки Российской Федерации и
обеспечивают образование на уровне не ниже государственного образовательного
стандарта, по предметам гимназического компонента - углублённую и профильную
подготовку. Учебно-методические комплексы соответствуют Федеральному перечню. Реализация
учебного плана обеспечена административным, педагогическим и вспомогательным
персоналом. Учителя имеют соответствующее образование и квалификационную
категорию.